«Я очень злюсь и срываюсь на старшего ребенка и хочу от этого избавится. Сын умненький, развитый, вежливый, любознательный, не злой, очень гиперактивный ребенок. Основная проблема что он не слушается. Не слушается не только меня, но и всех членов семьи»...
Вопрос: Меня зовут Юлия, мне 30 лет, замужем, двое детей. Старший сын 4, 5 и младшая дочка полтора. Я нахожусь в декрете все это время . Считаю что у нас в семье в целом хорошие отношения, дети желанные и любимые, жильем обеспечены, материальных проблем особых нет. Обращаюсь вот с какой ситуацией. Я очень злюсь и срываюсь на старшего ребенка и хочу от этого избавится. Сын умненький, развитый, вежливый, любознательный, не злой, очень гиперактивный ребенок. Основная проблема что он не слушается, приходится по 5 раз повторять элементарные вещи. Не слушается не только меня, но и всех членов семьи. Но в садике у него образцовое поведение, его очень хвалят. Недавно от него услышала такую фразу, что дома можно делать все. Ребенок окружен заботой, я с ним занимаюсь творчеством, чтением, различными развивающими занятиями, английским, мультики 1 час в день, но в то же время не скажу что у него весь день расписан, у него есть время поиграть самостоятельно. Я часто обнимаю его и говорю что я его люблю. В эти моменты у нас царит полная идиллия. Сын ходит в садик, но довольно часто болеет, поэтому дома проводит тоже много времени. Все становится плохо когда он начинает бесится в прямом смысле этого слова, носится по квартире сметая все и всех на своем пути. Иногда вижу выплески агрессии. Больше всего достается младшей дочке. Часто ударяется сам, по 10 раз на день приходит с просьбами пожалей. Из-за этого в доме очень часто кто-то из детей плачет, младшую тоже очень жалко, то толкает ее, то просто неаккуратно с ней обращается и делает ей больно, часто не со зла но от этого болячек меньше не становится. Еще много просто бытовых вещей, как например переодеться и помыть руки после улицы, тоже надо неоднократно сказать прежде чем это будет сделано. Иногда эти действия растягиваются по времени на пол часа, например, кофту снял а джинсы не снял и принялся за игрушки. Конечно я пытаюсь держать себя в руках, но когда это происходит изо дня в день и за короткий промежуток уже много накопилось подобного, я просто срываюсь, кричу, сама сильно расстраиваюсь, чувствую себя опустошенной, тут же начинаю жалеть об этом. Ребенок после этого обычно понимает что что-то не так, обещает что больше так не будет, но через 5 минут снова начинает делать то же самое. Под горячую руку иногда попадает муж или кто-то из родственников. Мама мне говорит что я выгляжу уставшей и валерьянки мне надо попить (пробовала кстати, не помогает). Нервы на пределе. Не связываю такое поведение сына с появлением второго ребенка, и до этого все было то же самое. Помогите пожалуйста разобраться, что мы делаем не так. Извините что так много и подробно написала. Заранее спасибо.
Ответ: Юля, здравствуйте. Редкий случай, но здесь я тоже не связываю поведение мальчика с ревностью к младшей сестре. Дело в нём самом, действительно – у Вас растет гиперактивный ребенок, и Вам еще повезло, что он в силах контролировать себя в детском саду.))). Все признаки налицо.
– Не слушается и не слышит «приходится по 5 раз повторять элементарные вещи». Юля, он НЕ не слушается, он правда, не слышит. Это так называемая эмоциональная глухота. Когда он чем-то увлечен, а увлекаются такие дети легко и сильно, он правда, не слышит Вас. Прежде чем давать какие-то указания такому ребенку, или обращаться к нему с какими-то словами, крайне важно сперва убедиться, что он «законнектился», установил контакт в Вами. Например, посмотреть ему в глаза и подождать, пока он увидит Ваше лицо. Дотронуться до него тихонько, чтобы не напугать, мягко обнять и остановить его суматоху тихими, обволакивающими движениями, погладить, и только после этого спросить/сказать то, что Вы хотите. Ещё с такими детьми хорошо работает – говорить шепотом. Они, постепенно повышая уровень громкости в своем общении, перестают реагировать на громкие голоса, а вот шепот могут услышать лучше.
– Перевозбуждается – «бесится в прямом смысле этого слова, носится по квартире сметая все и всех на своем пути. Иногда вижу выплески агрессии». Юля, он не виноват. Он так устроен. Нервное волокно человека имеет центральную часть – она отвечает за проведение возбуждения, и оболочку – она отвечает торможение. В идеале они должны работать равномерно, слаженно. Но у разных людей от рождения бывают разные особенности строения нервного волокна, которые, кстати, обычно передаются по наследству (так что это все из-за вас, родителей).)) Если оболочка тонкая, то торможения бывает недостаточно. И ребенку тут стоит помогать. Какие Вы выберете средства – это Ваше решение. Это могут быть препараты, назначенные неврологом, травы, гомеопатия, остеопатия… Но в любом случае будут не лишними хвойные ванны, успокаивающие ароматы масел (посмотрите в интернете информацию об этом), снижайте потребления быстрых углеводов и тонизирующих напитков. Это такой ребенок, если разогнался – не может сам себя остановить. У него тоже нет рычагов управления к самому себе – скорости слишком большие. Помогайте ему снижать скорости. Такое бешенство или крик/плачь – они выматывают его, и только тогда он успокаивается (от переутомления) и может спокойно поспать. То есть он сам себя успокаивает этим бешенством, как ни странно это звучит.
– Не может самостоятельно регулировать своё состояние, не может себя сам успокоить. «Часто ударяется сам, по 10 раз на день приходит с просьбами пожалей» – видите, он не может себя сам угомонить, успокоить, и Вы ему необходимы для этого. Ещё бывает, что быстрый мозг такого быстро ребенка нуждается в кислороде усиленно, и насытить его помогает эта беготня и крик. Потому что наступает гипервентиляция – это когда человек набегается, накричится или наплачется, кислорода становится в крови больше, и наступает успокоение, тогда только и угомонится…
– Трудности с концентрацией. «Еще много просто бытовых вещей, как например переодеться и помыть руки после улицы, тоже надо неоднократно сказать прежде чем это будет сделано. Иногда эти действия растягиваются по времени на пол часа, например, кофту снял а джинсы не снял и принялся за игрушки». Здесь хорошо работает метод коротких дистанций. Вместо «одевайся», ребенку надо четко и быстро говорить всю последовательность действий. Бери колготки, одевай одну ногу, одевай вторую. Бери кофту, одевай её. Бери штаны, одевай одну ногу, одевай вторую. Бери ботинки и т.д. Юля, не может он пока сам собой управлять, он хотя и старший ребенок, но все равно – еще маленький!!))) И обязательно рассмотрите варианты помощи специалистов, ему будет легче жить, если помочь нервной системе препаратами, и Вам тоже будет легче. Ему стоит больших усилий контролировать себя в детском саду. Это очень очень хорошо, что он говорит «дома можно все». Значит у него сохраняется хороший контакт с Вами, значит все Ваши усилия идут на пользу – и занятия, и время, которое вы проводите с ним. Гиперактивные дети, они ведь кто? Они люди, у которых мозг работает слишком быстро. В детстве это проблемно для всех – и для них, и для окружающих. Но зато они часто вырастают талантливыми, одаренными, особенными! Да-да!)))
Теперь про Вас. «Под горячую руку иногда попадает муж или кто-то из родственников. Мама мне говорит что я выгляжу уставшей и валерьянки мне надо попить (пробовала кстати, не помогает). Нервы на пределе» У Вас сейчас самый трудный период – полтора года младшему ребенку. В это время сил у мамы всем не остается, а возраст у ребенка – самый хлопотный: ему уже всё надо, но он ещё не понимает что именно, и сам себе это дать пока не может.. Мне кажется, Вы довольно неплохо справлялись со своим гиперактивным мальчиком все это время, и дальше все будет только лучше – он растет и дочка тоже, но вот сейчас – самый пик трудностей… Что в итоге? «Я очень злюсь и срываюсь на старшего ребенка и хочу от этого избавиться» Не ругайте себя, относитесь к себе с пониманием – у Вас сейчас трудное время. Вы молодец, справляетесь неплохо. Дальше будет легче. Ваш ребенок пока не страдает, и Вы на верном пути.
– Используйте помощь специалистов, возможно препараты, которые они назначат, или хотя бы травы, эфирные масла.
– Измените своё понимание того, что происходит внутри ребенка – он не может управлять собой, он очень быстрый, ему самому в тягость то, что с ним происходит. Он не специально так себя ведет – примите его таким – буйным, забывчивым, медленным и рассеянным, бешеным и неуклюжим… Он будет талантливым и особенным.))) Я сперва написала: «полюбите его таким…», но мне кажется, что Вы его любите…